Кошки в Междуречье

   Первое свидетельство одомашнивания кошки обнаружено на Кипре и датируется приблизительно 8000-7500 годом до н.э. В 1993 году в результате раскопок неолитического слоя в южной части Кипра на месте Кирикитии была найдена челюсть кошки, кроме того было найдено совместное захоронение человека и кошки. Кипр не является местом обитания дикой кошки, поэтому, скорее всего, туда их привезли с собой первые переселенцы из Анатолии (современная Турция) и Сирии. В Турции, близ селения Хацилар, найдены статуэтки, которые датируются шестым тысячелетием до нашей эры. Мотив: женщина играет с кошками.  Кроме того, ископаемые останки кошек найдены в Иерихоне - древнейшем городе планеты (5-6 тысячелетие до н. э.), при раскопках в Иордании, в древнейших городах Индии.Таким образом, кошачьи предки жили на территории современных Сирии, Ливана, Израиля и Ирака, так называемого "Плодородного полумесяца" и история их одомашнивания началась около десяти тысяч тому назад, когда наиболее смелые и предприимчивые дикие кошки начали долгий процесс приручения людей, встретив со стороны последних полнейшую взаимность. Так что, вопреки бытующему мнению, что домашняя кошка сопровождает человека 8 тысяч лет, ее возраст на 2 тысячи лет больше. А в Египте одомашнивание кошки произошло предположительно, в течение тысячелетия до н. э., т.е. на целых 5 тысяч лет позже появления первых спутниц человека в Азии. В Египет кошки были завезены как военный трофей из Нубии вместе с золотом, рабами и слоновой костью. Междуречье, наряду с Египтом, считается прародиной домашней кошки,
     Именно цивилизации Междуречья, начиная с Шумера, связаны с переходом всего человечества от собирательства к земледелию. Благоприятный климат давал такое обилие плодов, что древнему человеку пришла в голову мысль собирать их впрок. Вожделенные запасы не давали покоя грызунам, а пушистым охотникам пришлись по вкусу новые охотничьи угодья.  Возможно    человек  долгое время не мог понять - зачем ему нужна кошка, но настал день и он все понял. Лучше всего этот момент описан в бессмертной сказке-притче Редьярд Киплинг "Кошка, которая гуляла сама по себе". От близкого существования человек и кошка перешли к совместному сосуществованию и тесному плодотворному сотрудничеству.

      Шумеры - первый из народов, обитавших на территории древнего Вавилона (современного Ирака), достигших уровня цивилизации. И хотя этот народ, как и его язык, исчезли, система письма - клинопись и многие элементы религии составили неотъемлемую часть восточной культуры. Свои знания шумеры оставили в виде глиняных табличек.
      Существует легенда о создании шумерского письма. Вместо слов и букв шумеры использовали геометрические изображения и рисунки. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Таким образом, человек, оказывается, обязан кошке своей письменностью! Потрясающий факт признания заслуг перед человечеством этого животного!
     В шумерских текстах кота величают су-a, где «су» – тело, «a»– вода. Вместе это означает гибкое, пластичное как вода тело, главное достоинство и отличие кота.
      Домашних кошачьих воспринимали в Шумере преимущественно в мужском роде, как котов.
     Ни одна богиня древней Месопотамии не имела кошачьего облика. А в шумерской астрономии есть звезда с названием Сари, получившая название по имени дикого кота. Кошки упоминаются в пословицах, баснях, гадательных текстах, соннике.
      Все шумерские пословицы можно рассматривать как аллегории общественной жизни. Например, шумеры ценили смелость, с какой мангуста бросается на свою добычу в отличие от кошки, которая долго и терпеливо поджидает удобного мгновения, чтобы выпустить когти. Но поговорка гласит: "Кошка ценится за то, что она кошка, а мангуста - за то, что она делает".
      Это означает, что кошку ценили не за ловлю мышей, как мангусту, а за нее саму. Это первое в мировой литературе упоминание о ценности кошки.

      «Подобено коту, языком обрабатывает его шкурку». Шкурка - всегда показатель зажиточности; сирота, неимущий по-шумерски называется "не имеющий шерсти". Значит, "шкурка" скорее всего состояние или статус. Язычок "создает" шкурку, делает ее чистой и пушистой. Здесь речь идет о самодостаточности состоятельного человека, или о круговой поруке, связанной с его состоянием. "Кот земляную щель там найдет", т.е. всегда найдет способ уйти от опасности. "Коготь кота в жир барана войдет", т.е. справится и с более сильным. "Корова, коту подобно, позади человека с корзиной идет".
      Кошка - это явно что-то изысканное близкое к хозяину и живущее хорошо. Корова - что-то более простое и эксплуатируемое. Смысл пословицы таков: простолюдин, как и зажиточный человек, пойдет за тем, в чьих руках еда.
     Пословицы с упоминанием кошки позволяют реконструировать закодированный в них характер. Это самодостаточность, самоценность, умение найти выход из любой сложной ситуации, определенная агрессивность в отношении соперника и в то же время желание примкнуть к более сильному, чтобы не потерять пропитание. Получается портрет некого смекалистого животного, себе на уме, живущего по собственным правилам, но не желающего потерять хозяйский стол. Такой характер весьма близок к тому, что описано уже упомянутой  сказке Киплинга.
     В ассирийском соннике и в учебнике для магов кошки различаются по цвету (белые, черные, красные, пестрые, желтые), и в зависимости от их цвета предсказание по их действиям бывает благоприятным или неблагоприятным. Предсказания делались в определенное для этого время.
Если белый кот виден в доме человека – трудности охватят страну.
Если черный кот виден в доме человека – эта страна увидит благоприятное.
Eсли красный кот виден в доме человека – эта страна будет богата.
Если пестрый кот виден в доме человека – эта страна не будет в порядке.
Если желтый кот виден в доме человека – эта страна узнает благоприятный год.
Если человек (во сне) поймает кота – исполнение желаний. Он обретет защитника. 
     Коты могли, отгоняя все силы неблагоприятных обстоятельств, способствовать исполнению желаний человека.
     Для вавилонян и ассирийцев кошка являлась одним из источников предзнаменования. Уже в то время кошку начали ценить за какие-то особые ее свойства, которые не связаны с практической пользой и которые человек до сих пор не умеет точно определить. Мистическое животное - вот что приписывают кошке! И фактов, накопившихся за историю человечества, подтверждающих такое мнение, предостаточно, но о них в другой статье.

И все же, в отличие от древнеегипетской культуры, кошка — не столь частый гость в мифологии Междуречья. Но есть одно очень интересное предание, «просочившееся» со временем в религию христиан. По преданию, древний человек накликал гнев богов, пославших вселенский потоп. Чтобы спастись, он был вынужден построить ковчег. Вместе с собой он взял много запасов зерна, чтобы не умереть с голоду.

Во время плавания в закрома древнего человека прокрались мыши. Испугавшись, что мыши съедят все зерно, человек взмолился богам. Сменив гнев на милость, боги заставили уцелевшего льва выдохнуть, и появилась кошка. Она спасла запасы человека. За это, согласно ранним библейским сказаниям, всем кошкам после смерти обеспечена жизнь в раю.

Царственному родственнику кошки — льву в Междуречье поклонялись более охотно. Он символизировал власть. До наших дней дошло много глиняных рельефов и статуй, напоминающих льва. В частности, в древнем городе Иштар (Вавилон) был найден рельеф с изображением льва. Время его создания — предположительно 604-561 гг. до нашей эры. В настоящее время этот рельеф хранится в одном из стамбульских музеев.

 

По материалам В. В. Емельянова «Кошка в древней Месопотамии»


Контакт

Телефон:

+375 29 5522207

+375 29 7703366

alisa_dorozh@rambler.ru
г.Минск,Беларусь





Наши друзья