Кошка и Ислам

миниатюра с кошкой
миниатюра с кошкой

  C незапамятных времен кошка рядом с человеком. И спектр наших с ней взаимоотношений - от обожествления до проклятий. Особенное сложилось у кошек и последователей ислама.

    Еще до появления ислама арабы почитали кошек. Но именно в мусульманский период симпатия к этим четвероногим снискала особенное распространение. Некоторые приверженцы ислама даже считают, что кот родился в ковчеге Нуха (в Библии – Ной) от львиного чиха. В исламе нет понятия «священное животное», как, к примеру, сказать, корова в Индии. Наносить вред животным у мусульман запрещается, запрещается их бить, издеваться над ними (например, нельзя подстригать когти у кошек). В то же время нет и поклонения им. В доме разрешается содержать кошку, если это не несет вред хозяину.

   Пророк Мухаммед любил кошек и советовал своим единоверцам заботиться о них. У Пророка была любимая кошка. Он опекал ее, никогда с ней не расставаясь, даже во время молитвы. Существует даже хадис о том, что Мухаммеду нужно было срочно уйти, а кошка уснула на рукаве одежды, он отрезал рукав, лишь бы не побеспокоить ее сон. Когда он вернулся, кошка проснулась и поклонилась ему. Тогда Пророк погладил ее три раза.

Бронзовая курильница. Афганистан
Бронзовая курильница. Афганистан

     Известна история, как кошка спасла Мухаммада от ядовитой змеи. Как считают некоторые мусульмане, с тех пор на лобиках некоторых кошек появились четыре полоски. А после того, как Пророк коснулся спины животного, та приобрела способность всегда приземляться на все четыре лапы. Из-за его любви к кошкам у него было прозвище «отец кошек». Известна также фраза Пророка о том, что «кошки не нечисты и не мешают молитве, они подобны пастырям». Один из хадисов рассказывает о том, что одна женщина, которая держала взаперти свою кошку без воды и еды, попала в ад. Передают от Абдуллы, что Посланник Аллаха, сказал: «Была наказана женщина из-за кошки, которую она держала в тюрьме, пока та не умерла. И из-за нее эта (женщина) вошла в Огонь – она и не кормила ее, и не поила, как заключила ее, и не отпускала ее питаться стрекунами (насекомыми) земными» (сборник хадисов Сахих Муслим).

   В одном из хадисов говорится так: «Передают от Абу Аль-Зубайра, сказавшего: «Я спросил Джабира о выручке за собаку и кошек. Он ответил: «Пророк, резко высказался (и предостерег) от этого» (сборник хадисов «Сахих Муслим»). Известно отношение к кошкам проповедника ислама и передатчика хадисов о жизни Пророка Мухаммада по прозвищу Абу Хурайра («отец кошечки»). Его настоящее имя было Абд ар-Рахман бин Сахр. Прозвище возникло потому, что он носил в рукаве одежды кошку. Другое его известное прозвище Абу Хирр («отец кота»). Жена Пророка Мухаммада Айша во время молитвы увидела, что кошка поела стоящую на полу еду. Завершив молитву, она стала есть после животного, сказав, что Пророк делал омовение водой, которую они пили. В одном из хадисов говорится: «Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова своей матери о том, как ее хозяйка послала ее с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала мне знак, чтобы я опустила его на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, она поела, взяв еду из того места, где ела кошка. Она сказала: «Посланник Аллаха сказал: «Они не нечистые: они – ваши домочадцы». Она добавила: «Я видела, как Посланник Аллаха выполнял омовение водой, к которой прикасалась кошка» (хадис Дауд, рассказал Джабир ибн Абдулла). 

      Британский востоковед Эдвард Лэйн в 30-х годах XIX века был в Египте. Свои заметки о жизни тогдашних египтян он изложил в книге «Нравы и обычаи египтян». На страницах этой книги он упомянул интересное явление из жизни каирцев. «А вот еще забавная черта из жизни египетской столицы: все бездомные кошки кормятся за счет каирского кади (главного судьи), проще говоря, находятся у него на иждивении. Каждый день, после полудня, на большой двор перед Махкамой (место судопроизводства) приносят потроха, и кошек созывают на трапезу. Баш-кятиб (главный писарь кади) рассказывал мне, что султан аз-Захир Бейбарс (мамлюкский султан XIII века) в завещании отказал кошкам сад рядом со своей мечетью. Сад называется Гейт аль-кутта (Кошачий сад). Однако сад был все же продан душеприказчиками под тем предлогом, что слишком запущен и поддержание его приносит одни убытки. Потом этот сад еще долго переходил из рук в руки. Сейчас ежегодный доход с него составляет хекр (налог на землю) всего в пятнадцать пиастров, отчисляемых в пользу бездомных кошек. В результате забота о кошках пала на городского кади. По долгу службы он является официальным распорядителем всех средств, завещанных на дела милосердия». До сих пор, как в Каире, так и в Дамаске, Стамбуле и других мусульманских городах можно увидеть много кошек.

     Кошки помогали не только в решении практических нужд, уничтожая грызунов, скорпионов, но как ни странно, служили в назидание людям. Вот история Ибн Бабшада, записанная в конце XIV века египетским теологом и зоологом Дамири»: «Грамматист Ибн Бабшад со своими друзьями однажды сидел на крыше мечети в Каире. Друзья чем-то закусывали. Когда мимо проходила кошка, они дали ей несколько кусочков еды. Она взяла еду и убежала, но потом возвращалась - снова и снова. Ученые мужи проследили за кошкой. Они увидели, что она убегает в соседний дом, на крыше которого сидела слепая кошка. Рядом с ней наша кошка оставляла принесенные кусочки пищи. Ибн Бабшад усмотрел в этом заботу о слепом животном со стороны Аллаха, и это настолько потрясло ученого, что он оставил все свои пожитки и стал жить в нищете, всецело полагаясь на Аллаха до самой своей смерти в 1067 году».

    Множество историй суфиев также рассказывают о кошках. Например, известный суфий X века аш-Шибли увидел сон, в котором ему были отпущены грехи за спасение одного котенка. Среди суфиев были и шейхи, и врачи, и математики, и учителя, и государственные деятели. Они постигали астрономию и молекулы. Исходя из своих (наблюдений, заключили, что урчание кошки часто сравнимо с зикром - ритмическим монотонным повторением священных текстов, которое использовали для лечения больных. Так, упомянутый выше аш-Шибли рассказывал: «Я пошел повидаться с Саури. Я увидел, что он пребывает в медитации и при этом настолько неподвижен, что у него не шевелится даже волосок. Я спросил: «У кого ты научился такой глубокой медитации?» «Я научился этому у кошки, поджидающей мышь у норы. Кошка шевелилась гораздо меньше, чел я». Современная медицина, подтвердила изыскания прежних врачей и действительно, урчание кошек действуют на частотах, которые способствуют заживлению переломов костей. Симпатия к нашим четвероногим друзьям сказалась не только в изобразительном искусстве, но и в мифах и легендах. Сложилось даже поверье, что ночью «добрый дух» вселяется в домашних животных (кошек, собак). Потому, причинившего им вред, ждет суровая кара. В своей книге современный исследователь Дж.В. Толан пишет о шахе Исмаиле Сафави (жил в XV-XVI вв.): «С ним всегда был его кот и врагом становился ему тот, кто его обижал. У (Исмаила) был шатер, в котором было 365 или 366 входов, круглых как мир, и утром открывался тот, которым ежедневно пользовался кот... Говорили, что в облике этого кота (Исмаил) имел духа-защитника, помогавшего и советовавшего ему, и совершившего с ним много чудес...» 

    Образ кошки нашел свое отражение и в литературе, и в декоративно-прикладном искусстве.

   Существуют упоминания кошек в полузабытой истории мусульманской науки, например, о кошках пишется в научной книге IX века под названием «Китаб аль-Хайаван» («Книга о животных»). Итак, мы видим, что в исламе отношение к кошкам особое, что, по всей видимости, связано с симпатией Пророка Мухаммеда к котикам. В исламе есть указания, что нужно бережно относиться и к другим представителям живого ого мира, например, к верблюдам, лошадям и даже насекомым.

   


Контакт

Телефон:

+375 29 5522207

+375 29 7703366

alisa_dorozh@rambler.ru
г.Минск,Беларусь





Наши друзья