Кошка в Европе

Из Египта в Грецию

     По-видимому, первые кошки появились в Греции еще в VII – VI веке до н.э. Доказательством этого служат их изображения на предметах утвари, обнаруженных археологами, а позднее их стали изображать и на монетах. Кости кошачьих обнаруживаются при раскопках датируемых VI веком до н.э. Также при раскопках обнаружена мраморная плита с изображением схватки кошки с собакой и двух наблюдающих за ними мужчин, и плите этой по мнению ученых около 2500 лет. Кошки на протяжении довольно долгого времени считались в Греции экзотическими и очень дорогими животными. Поначалу никому и не приходило в голову держать этих дорогих животных, считающихся предметами роскоши, за простых мышеловов. Нет, для подобных целей здесь, как и в Риме, использовались хорьки, куницы, горностаи или ласки. В Греции кошек дарили прекрасным гетерам, они становились предметом изображения миниатюр на предметах парфюмерии, предназначенных для знатных дам... Образ кошки считался тонким, изящным и грациозным. И это закономерно, ведь увиденные впервые греками в Египте, эти животные были восприняты ими так, как почитались там – то есть как священные. Знаменитый греческий историк Геродот, побывавший в Египте в 450 г. до н. э., рассказывал о возведенном там и почитаемом за святыню великолепном храме около трехсот метров в длину, посвященном жестокой и своенравной богине Бастет, которая по представлениям египтян являлась богиней-кошкой. В храме богини жили тысячи кошек, за которыми смотрел специальный, всеми уважаемый за свою почетную работу жрец. Он ухаживал за «любимицами Бастет» и следил, чтобы всего у них было в достатке. В красиво украшенном зале шириной около тридцати метров, окруженном глубоким рвом с водой, возвышалась метровая статуя самой богини. Столь грандиозная и колоссальная картина потрясла историка до глубины души.

     Поэтому закономерно, что у греков по аналогии с богиней Бастет кошка отождествлялась с богиней охоты Артемидой, а позже кошки освоились и с более мирной богиней домашнего очага Гестией и стали ее помощницами. Но греки не были бы греками, если бы не пошли дальше египтян и не посвятили изящным красавицам бессмертные шедевры литературы. Овидий описал в своих «Метаморфозах» превращение в кошку богини Артемиды. Кошка воспета в баснях Эзопа, как умное и ловкое существо. Но кошка всегда остается кошкой. Так, , например, в одной из басен Эзоп говорит о кошке, мечтающей выйти замуж за полюбившегося ей мужчину и попросившей ради этого богиню Афродиту превратить ее в женщину. Богиня-покровительница чар любви исполнила пожелание кошки, превратив ее в очаровательнейшую из женщин, а после решила проверить – изжило ли её волшебство внутренний мир кошки, сделав ее настоящим человеком. Для этого ночью она подложила мышь в постель новобрачных. Кошка победила во влюбленной женщину, та не смогла побороть свой инстинкт и бросилась в погоню за добычей. И Афродита, рассерженная тем, что всей своей сущностью влюбленная осталась кошкой, вновь превратила её в это животное. А иногда и саму прекрасную богиню изображали с кошкой. Прославились кошки в работах таких известных мудрецов, как Аристотель, уже упоминавшийся Геродот, Плутарх. Умнейшие люди своего времени с удовольствием высказывали в своих работах и речах восхищение прекрасным животным. 

Но кошек в Греции было катастрофически мало. Для вывоза животных из Египта, эллины придумывали бесчисленное количество разнообразных способов: котов прятали в кувшинах, заворачивали в канаты, усыпляли маковым отваром, связывали и бесшумно вывозили с товаром. Появились целые преступные группировки, которые специализировались на кражах котов и контрабанде. Но египтяне не собирались так просто уступать своих «божественных» любимиц. Они быстро начали создавать ловкие поисковые команды, которые отправлялись в Грецию и там выкрадывали кошек, чтобы возвратить их в Египет. Длилось всё это не одну сотню лет. Кстати, расплата за способствование греческой контрабанде со стороны египетского закона была одна – смерть. Однако, к счастью эту битву египтяне проиграли, и кошки распространились в Греции, а потом и по всей Европе. Постепенно, благодаря своей плодовитости, из предмета обожествления, редкой драгоценности кошка превратилась в простую домашнюю любимицу незаменимого сторожа амбаров, тягаться с которой не смогли ни хорьки, ни куницы, ни ласки. Началась новая эра в отношениях греков и кошек. В настоящее время кошки встречаются в этой прекрасной, теплой и солнечной стране повсеместно. И, судя по всему, жизнь в Греции кошкам по вкусу. Они гуляют сами по себе, но при этом везде могут рассчитывать на радушный прием. Очень любят греческие кошки селиться в небольших рыбачьих селениях и деревнях или близ них. Здесь свободная жизнь нежащихся на солнышке мурок не омрачается беспрестанными думами и заботами о том, где можно раздобыть пропитание, свежая рыба всегда по рукой, а точнее под лапой. Не избегают многоцветные красавицы для выбора постоянного места жительства и исторического центра страны, включая окрестности знаменитого Акрополя. Кошек тут такое неимоверное количество, что иногда кажется, что своим числом они превосходят даже туристов. Не брезгуют кошки для поселения разнообразными торговыми лавками, магазинчиками и знаменитыми местными тавернами. Греки очень любят своих кошек, ценят их и считают одним из главных украшений своего существования и одной из достопримечательностей страны.

     Греческих котов и кошек можно сразу выделить среди прочих собратьев из других стран. Греческий материк и множество островов населяют в основном короткошерстные животные с очень длинными лапами и еще более длинными хвостами, которые иногда даже длиннее самого тела. Кстати, тела их в основном поджарые и жилистые. Окрасы греческих кошек потрясают своей пестротой. Такие причудливые и невероятные смеси разнообразных цветовых пятен вряд ли можно встретить еще у каких-либо кошек мира.. Повсюду, кроме самих кошек, вы можете встретить их бесчисленные изображения на сувенирной продукции – календариках, майках, магнитиках, открытках, посуде, керамических поделках. Что говорить! Греция – та самая страна, где кров и пропитание будут предоставлены им практически в любом ее уголке. Многие, в том числе и российские кошки, могут только позавидовать греческим муркам. Тепло, солнце, свобода, любовь и безграничное уважение – что еще нужно кошке для счастья!

В древнем Риме

Счастливое предзнаменование

    Как греки, так и римляне просто приняли кошку в свою жизнь, как они сделали это со всеми детьми природы, к которым они причисляли и самих себя. Римляне называли ее фелис (лат. - felice) "счастливое предзнаменование". И, кроме того, все древние цивилизации средиземноморья, в том числе греческие и римские сочли кошку достаточно важной, чтобы запечатлеть ее на предметах искусства. На территории Западной Европы, в Галлии, домашней кошки до римлян не было. Среди животных, изображенных в расписной керамике гончаров Аллье (за несколько веков до нашей эры), имеются собаки, овцы и даже лошади. Но кошки, увы, нет. Она появится позже, в эпоху, когда Римская империя переживет свой последний подъем. Но уже в IV в. кошки обитали на всей территории Римской империи.

    В обозах легионеров она перевалит через Альпы и попадет в Западную Европу. Конечно, то будут лишь отдельные зверьки, но от поколения к поколению они распространятся по обширным областям. Римляне уважали способности домашней кошки к уничтожению грызунов, рассматривали их и как экзотических, и как священных животных. Они связывали с кошкой свободу и независимость и обожествляли ее подобно египтянам. Кошка в Риме символизировала и сопровождала богиню свободы Либертас и изображалась рядом с ней. Кошка была единственным животным, которому разрешили свободно ходить вокруг своих храмов. Римляне также связывали кошку с римской богиней охоты Дианой. Одна история рассказывает о том, как Диана бежала от Тифона, превратившись в кота. Диана часто ассоциируются с египетской богини Баст, кошачьей богиней, которая была хранителем дома и семьи и, как и египтяне, римляне считали, что их кошки представляют тепло и безопасность дома. Римляне приносили своим кошкам жертвы во время похорон и свадебных торжеств, чтобы получить ее благословение. Но была у кошки и темная сторона, связанная с некоторыми аспектами поклонения Гекате и Диане, а также не до конца изжитым в Риме культом Изиды. Римляне даже назвали своих детей в честь кошек. Кошка была очень популярна среди молодых женщин. Название означающее маленькая кошка или котенок «Felicula», «Felicla» было общим прозвищем, даваемым женщинам. Об этом свидетельствует тот факт, что существует более 250 ссылок на это имя в различных записях римской эпохи. Название «Cattus», впервые использованное Палладием, стали использоваться как прилагательное для тех, кто был резвым и сообразительным. Cattus, по-видимому, происходит от берберского имения для кошки «Каdiska или от нубийского «Кади». Многие названия кошки в разных языках начинаются со звука АК или К. Научное название кошки на латыни Felis Cattus – кошка домашняя когда-то означало различных животных - куницу, хорька, так как в ранней римской письменной форме не было никакой дифференциации между различными животными.

      В Италии кошки были увековечены в книге басен Федра, которая датируется сороковым годом нашей эры.

Кошка римских легионов.

    Кошки часто выступали в качестве талисманов и спутников римских войск, которые также имели свои зернохранилища, которые нужно было оберегать. Кошки сопровождали римские легионы в виде украшений на их щитах и флагах. Одно из подразделений несло на своих белых или серебристых щитах кошек светло-зеленого или цвета морской волны. На щитах другого легиона сидел рыжий кот с поднятой лапой, словно пытавшийся поймать кого-то, на щитах третьего был бойцовый кот с одним глазом и одним ухом. В 6-ом веке н. э., мы находим когорты преторианцев под названием "Cattiar» или кошки. На основании найденных надписей был сделан вывод, что слово «Cattius» даже включалось в имена солдат этих когорт.И римляне, и воины племен, им противостоящих, почитали кошку за смелость и хитрость. Кошки сопровождали завоевания римских легионов не только на щитах и флагах, но и физически. Данные археологических раскопок доказывают, что кошки отправлялись с римлянами к далеким пределам их империи. Останки кошек рядом с древними военными лагерями Римской эпохи были найдены в Северной Африке (Ливия, Тунис и Алжир) и Европы (Франция, Англия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Германия и Венгрия), а также в Турции. Кошки плавали даже на римских судах, которые заходили на далекий Цейлон, где встречались с китайскими торговцами для обмена товарами уже в 166 н. э. В это время и появилось первое свидетельство о кошке в Китае С распространением Римской империи распространялись по миру и кошки. Как бы мы не относились к римским завоеваниям, но триумфальное шествие кошки по всему миру началось именно с войн, которые вел Рим. В галло-римских захоронениях найдены изображения кошек на погребальных стелах и саркофагах. На похоронной стеле из Галлии (южная Франция) кошек держат маленькие дети, сидя рядом с ними. Кошки в Риме появляются не только на погребальных стеллах, но и на мебели и мозаиках. Например, а востоке центральной части Франции на резной части пьедестала, мальчик держит кошку в красном ошейнике с колокольчиком Римские мозаики можно найти в Иордании и в Марокко. На римской мозаике найденной в церкви Апостолов в Мадаба (Иордания) и в настоящее время размещенной вмузее Бардо (Тунис) коричневый кот стоит вертикально, надменно позируя художнику, а на мозаике из Волюбилисе (Марокко) кот, символизирующий Винцентия-завоевателя убивает мышь - побежденного Luxurius.

Падение языческого идола.

    Судьба кошки навсегда изменилась, когда в 380 г.н.э., Феодосий I Вели́кий (Фла́вий Феодо́сий) — последний император единой Римской империи провозгласил христианство официальной религией Римской Империи. Христиане получили больше прав, а язычество было объявлено вне закона на территории Римской империи. Согласно английскому историку Эдварду Гиббону в книге «История упадка и падения Римской империи» Феодосий запретил какое-либо поклонение идолам и другим неодушевленным предметам, а также жертвоприношения даже самые скромные. Кошка – маленький домашний божок стала невинной жертвой гонений на языческие символы и обряды. За нарушение запрета грозила конфискации особняка или земельного участка, где были исполнены языческие обряды, а если нарушение происходило вне стен дома, то безбожник подвергался огромному штрафу в двадцать пять фунтов золота. Несмотря на запреты, язычники продолжали поклоняться своим богам втайне. Для решения этой проблемы Феодосий установил два принципа, чью важность история оценила позже, когда преследования язычников, еретиков и даже кошек станут все более жесткими и тотальными. Во-первых, если судья не стал преследовать религиозные преступления, то он становился виновен в них также, как те, кто их совершил. Во-вторых, идолопоклонство, необходимо стало считать самым отвратительным преступлением против Бога. Под безжалостным натиском христианства уничтожалось язычество, а вмести в ним уничтожалось и доброе имя кошки – семейного божка, дарующего людям покой и уют родного очага. То, что раньше в кошке обожествлялось, стало демонизироваться. Вероятно очень скоро кошка стала ассоциироваться с язычеством, иначе совершенно не возможно понять той ненависти, которая будет преследовать прекрасное животное долгие века, практически вплоть до наших дней.

Почти граждане Рима

     И тут открылась еще одна прекрасная черта кошки, ее исключительная приспосабляемость и плодовитость в сочетании с сильным материнским инстинктом, позволивше ей выжить и стойко перенести все невзгоды. выживаемость. И сейчас ее образ порождает представление об уютном диване, комфортабельном жилище, пасторальном рае на лоне природы. Сейчас она снова оберег и идол семьи. Но не все кошки в Риме, а их около 300 тысяч, живут под крышей человека. Чуть ли не половина из них живёт на улице. А если говорить точнее - на знаменитых римских развалинах, где ведутся археологические раскопки. Но не подумайте, что они бедствуют! Городской совет Рима причислил их к историческому биокультурному наследию Вечного города! Его своеобразным памятником, впрочем честно исполняющим свои природные функции. Так, под площадью, названной в честь возведённой в 1503 году Торре Арджентина (Аргентинской башни), археологи обнаружили руины древних храмов 1-го века до н.э. Говорят, когда раскопки начались, "из всех подземных дыр" на площадь ринулись полчища крыс. Как вы думаете, кто спас римлян из окрестных домов от этой напасти? Конечно же, кошки! Городской совет признаёт права кошачьих семей. Их тут называют колониями. Группа из пяти и более кошек официально признаётся колонией (семьёй), получает официальную прописку в месте проживания, право на ежедневное кормление и регулярное медицинское обслуживание! Единственное условие этого райского существование - принудительная стерилизация. Однако, даже при этом кошек на римских развалинах не становится меньше!

Расселение по Европе

картинка из средневековой книги
картинка из средневековой книги

    К IV в. н.э. кошки обитали на всей территории Римской империи. И уже обосновались в завоеванной римлянами Британии. Первые признаки существования кошек в Британии обнаружены в руинах, датируемых также IV в. н.э. в Силчестере (Гемпшир). Археологами были найдены отпечатки кошачьих лап на разложенной возле древней печи черепице. Другие признаки поселения этих животных на острове были найдены в графстве Кент. В руинах сгоревшего дома, относящихся приблизительно к тому же периоду, были обнаружены останки кошки. По этим останкам ученые определили, что животное было крупнее современных домашних кошек, но меньше, чем его мумифицированные египетские сородичи. Череп имел признаки уплощенной мордочки, что характерно дня современных домашних кошек. Когда римляне завоевали Британию, кошка появилась, прежде всего, в Шотландии. У скоттов, предков шотландцев, она играла роль не только хранительницы очага, но и воина. Еще со времен короля Фергуса у шотландцев слова "кот" и "храбрый человек" являются синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек, а графство Кейтнесс называлось "кошачьим". Герцог Сазерленд еще и дюк кэт - "кошачий герцог". А шотландские волынки вообще издают кошачьи звуки.

   

Богиня Фрейя на колеснице
Богиня Фрейя на колеснице

     Тем не менее в "Книге кельтов" кошке приписывалась зловещая роль оборотней и помощников злых богов. Несмотря на это, первые кошки в Великобритании заслужили уважение за способность уничтожать мышей. В Уэльсе Х века, королем Хоуэлом Добрым был издан свод законов о содержании столь ценного животного - кошки. Официальный статус деревни получало поселение, в котором было девять домов, один гуртовщик, один плуг, одна печь, одна маслобойка, один бык, один петух и один кот. Валлийский закон официально определял цену кота: слепой котенок стоил один пенни (цена ягненка, козленка, гуся или курицы); когда же он открывал глаза, то стоил уже два пенса, а когда начинал ловить мышей, его цена возрастала до 4-х пенсов. В соответствии с законом кошки должны были хорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, ловить мышей, прилежно воспитывать котят и не поедать их, не очень часто требовать кота. Если после покупки вскрывался какой-либо недостаток, то цену кошки снижали на треть.

     Если муж и жена разводились, муж имел право оставить себе самое ценное - домашнего кота. Человек, укравший кошку, сурово наказывался - у него отбирали ягненка даже овцу, что было довольно крупным штрафом по тем временам. За убийство кошки виновному грозила кара: умерщвленное животное вешали за хвост таким образом, чтобы носом оно касалось земли, а преступник должен был засыпать кошку пшеницей горкой до кончика хвоста. Зерно затем отдавали владельцу несчастного животного, а в Саксонии ХII века человек, убивший кошку, должен был отдать ее хозяину 60 бушелей пшеницы.

     Британские острова стали местом селекции и разведения кошек.

   Чуть позже кошки обосновались в Северной Европе. Древние германцы и скандинавы обожествляли этих животных. Например, колесницу богини плодородия, любви и красоты Фрейи влекли две большие ласковые кошки. Некоторые древние приметы и обычаи живы и сегодня. В Англии до сих пор существует поверье: пока черная кошка в доме, - рыбаку не грозит опасность в море. Англичане считают, что если черная кошка перебежала дорогу - это добрая примета; если она забежала в дом или комнату - хозяина ждет радость.

  Важное обстоятельство способствует быстрому распространению кошек - в Европе появляется новое животное, с которым теснейшим образом связана дальнейшая судьба кошки...
Страшная напасть появилась неожиданно. Рыцари, возвращавшиеся из «святых земель», привозили, сами того не ведая, в трюмах кораблей и на телегах безбилетного пассажира. Речь идет о черной крысе, разносчице чумы, причине гибели целых народов.
    Первый раз о ней заговорили в XII веке. Выходец из Центральной Азии, она молниеносно захватила Ближний Восток, превосходно приспосабливаясь к любым условиям и продвигаясь все дальше на запад. Не помогали никакие капканы (расходы на них имеются в любой смете у хозяев средневековых замков), никакие яды - ничто не могло остановить крысиного нашествия. И именно кошки окажутся единственными хозяевами ситуации, их ловкость и боеспособность станут решающим фактором, дадут им преимущество над ласками, генеттами и другими мелкими хищниками. Отныне они станут согражданами в полном смысле этого слова. Из гостей превратятся в необходимых спутников и - спасателей.

Средневековье и кошка

    

   


Контакт

Телефон:

+375 29 5522207

+375 29 7703366

alisa_dorozh@rambler.ru
г.Минск,Беларусь





Наши друзья