Китай

По преданиям, идущим из глубины веков, кошки были давно известны на Дальнем Востоке. Не ясно только, как они туда попали. Есть версия, что  процесс одомашнивания здесь шел самостоятельно, и предками дальневосточных кошек стали дикие животные, обитающие в этом регионе. А возможно, что европейская уже домашняя кошка скрещивалась с азиатской (Felis silveslris caucasica), что положило начало Дальневосточным кошкам, отличающимся более длин­ной шерстью.

Как бы там ни было разведение домашних кошек в Китае началось за 600 лет до н. э. а в XI ве­ке н. э. особую популярность приобрели длинношерстные породы кошек.

Первыми, кто подружился с кошками, были монахи, скрашивающие этой дружбой тяготы уединенного монастырского жития. Четвероногими товарищами отшельников были отнюдь не священные бирманские кошки, как об этом говорят многочисленные, но лишенные оснований предания (эта порода была выведена сравнительно недавно благодаря планомерной селекции).

В Срединном царстве (I тысячелетие до нашей эры) кошек с успехом использовали по назначению в амбарах и погребах. Это и понятно: ведь речь шла о стране с несчетным числом жителей и беспощадными правителями, где существование зависело от того, что вырастет на земле.
Мышей в тогдашнем Китае было едва ли меньше, чем крыс, и люди, до того как узнали кошек, вряд ли имели иное действенное средство для борьбы с этим опустошительным бедствием.

Поскольку в Древнем Китае грызуны, так же как и в других аграрных стра­нах, наносили непоправимый ущерб запасам зерна, домашние кошки цени­лись, и хорошие стоили весьма дорого Покупая кошку, обычно консультирова­лись со специалистами-экспертами, которые по отдельным признакам строе­ния тела животного определяли, насколько хорошо кошка будет ловить мышей. Кошка крупного и грузного телосложения и с большой круглой голо­вой, напоминающей тигровую, считалась лучшей по охотничьим данным и це­нилась наиболее высоко.

Признаков, по которым в те времена определяли охотничьи качества жи­вотного, было великое множество. Например, подсчитывали число бороздок на твердом небе Если их было девять, то считалось, что кошке будет охотить­ся круглый год, если семь — то только полгода, а кошки с пятью бороздками це­нились очень низко, китайцы были уверены, что такие будут охотиться всего три месяца в году.
Огромное внимание уделяли большим, хорошо развитым ушам. Считалось, что кошки с большими ушами, которые при движениях животного должны бы­ли покачиваться, отличаются хорошим слухом и постоянной готовностью к охоте. Так в Китае появились породы кошек с висячими ушами. Это достовер­ный признак одомашнивания, так как при отборе по признаку больших ушей наступает момент, когда уши становятся настолько тяжелыми, что превращают­ся в висячие.

Выбирая кошку, предпочтение отдавали животным с золотистыми и серебристыми глазами. Окрас ценился более всего пестрый, но был спрос и на одно­тонных — чисто черных или чисто белых Проводилась работа по отбору тех ок­расов, которые были особенно популярными Так. например, существовал ок­рас с изысканным названием "черное облако на снегу", то есть черный верх и белые шея. грудь и живот. Очень популярны были кошки чисто белого цвета с черным хвостом. Во многих городах Китая занимались разведением необычных пород кошек. Так город Сангпан славился разведением животных, которые якобы обладали особыми охотничьими способностями. Об этих способностях свиде­тельствовал слегка сплюснутый на конце хвост. Ценились также кошки с длин­ным тонким хвостом, а вот если у кошки был толстый и малоподвижный хвост, ее считали ленивой. При раскопках в Китае было найдено много изображений кошек, отно­сящихся к древним временам. - картины и скульптуры из дерева, глины, фарфора Все это - несомненное свидетельство того, что кошки в этой стране пользовались большим уважением и почитались как полезные жи­вотные.

В богатом китайском языке примерно в VI веке до нашей эры появляется слово «мао», обозначающее кошку, которое легко сопоставимо с «мяу». Глагол «мияо» - оберегать зерно и «мао» - «кошка» обозначаются одним иероглифом, что характеризует назначение животного. Люди быстро приметили, что, если в доме есть хотя бы одна кошка, это уже гарантирует защиту от непрошеных гостей в кладовых и долгое время заставляет их держаться подальше, так постепенно животным стали приписывать волшебные свойства. В некоторых китайских провинциях в течение 11 дней над дверью комнаты роженицы подвешивали клок кошачей шерсти: этот талисман должен был обеспечить счастливое будущее новорожденного. В других районах считали, что кошка, наоборот, предвещает нищету в той семье, в которой появляется. В Древнем Китае существовал закон, гласящий, что если кошка перебежала на территорию соседа, то и принадлежать она будет хозяину этой земли. Поэтому кошек стали держать в ошейниках и на длинных поводках.

Примерно к XII веку кошки а Японии перестали быть редкостью, они посте­пенно утратили ценность и почитание. Тогда же японцы начали связывать кош­ку со злыми силами. К ним относились с недоверием, полагая, что в них заключены потусторонние силы, будь то демоны или колдуны, приносящие в дом несчастье. Так, старинное японское сказание говорит о том, что кошачий хвост якобы приобрел присущие змее качества и таким образом стал отождествляться со змеей как одной из слуг самого Сатаны. Из-за этого всем без разбора кошкам принялись повсеместно обрубать их ни в чем не повинные хвосты. Животные же, у которых хвосты не были обрублены и особенно после десяти лет, считались самыми отъявленными исчадиями дьявола, если не самим его воплощением. Характерно, что на изящных, полных неповторимой грации японских рисунках, выполненных в традиционной манере тушью, кошки того времени изображены именно с укороченными хвостами. Пик этого суеверия приходится на XIV век.

Была еще легенда о гигантской кошке Неномата, которая жила далеко в горах и якобы насылала на людей болезни и смерть. Легенда эта дорого обошлась и домашним кошкам. Суеверные люди считали, что кошки могут превращаться в женщин, а женщины — особенно молодые и красивые — в кошек. В то время и с кошками, и с женщинами обращались с опаской, так как убивший кошку мог, не подозревая об этом, убить женщину! Поверье о мифической кошке Некомата гласило, что у нее был раздвоен­ный на конце или от самого корня хвост, который и считали вместилищем всех болезней. Чтобы защитить свой дом от болезней японцы начали работу по выведению полностью бесхвос­тых кошек. Встречающиеся в некоторых пометах бесхвостые котята цени­лись особо.

В XVII столетии, точнее, в 1602 году, японский император издает декрет, ко­торый гласит, наконец, что представление о кошках как об убийцах (вампирах), вместилищах демона совершенно несправедливо. Декрет запрещал дер­жать кошек на поводках и цепочках. Кто же убедил императора издать подобный декрет? Предположительно дело было так: император устроил в своем саду торжественный прием, на котором присутствовал представитель Китая. Этого мудрого дипломата удивил тот факт, что любимая мошка императора была постоянно на повод­ке. Китаец не постеснялся спросить об этом самого императора, заметив, что привязанная кошма не может ловить мышей. Император возразил, что эта кошка одним своим видом наводит ужас на грызунов. В это время жена императора внезапно уронила золотую сережку, и та закатилась в щель, а появившаяся откуда ни возьмись мышь потащила драгоценность а нору. Тогда сын императора порвал поводок. Кошка набросилась на мышь и спас­ла сережку. Степень правдивости этой истории, ставшей впоследствии легендой, не­известна. Наиболее вероятной можно считать версию о том. что грызуны к тому времени расплодились в таком количестве, что японцы просто вынуж­дены были отпустить кошем с поводков. чтобы животные могли беспрепятст­венно охотиться. Тан назрела необходимость в императорском указе, защищающем кошек, что способствовало размножению и распространению этих животных.

И только в начале XVIII века императорским указом кошки были полностью реабилитированы и перестали подвергаться процедуре усекновения зловредного органа.

Как бы там ни было, маленькие восхитительные создания занимают значительное место в искусстве Японии. Мы не устаем любоваться изящными эстампами таких известных мастеров японского искусства XVIII и XIX веков, как Утамаро, Монотого Хирошиге и Утаваи Кугийоши. В некоторых их композициях кошка представлена с лапкой, приподнятой до уровня глаз,- знак удачи.

Япония

VI—IX веках кошки появляются в Японии Установлено, что попасть туда они могли только из Китая. Такое «переселение» животных связано, вероятнее всего, с распространением в Стране восходящего солнца буддизма. Легенда гласит о том. как один монах секты тендаи после многолетнего изу­чения священных буддийских писаний привез из Китая в Японию на корабле множество буддийских книг и рукописей. Чтобы уберечь драгоценный груз от мышей и крыс во время плавания, он взял с собой кошку, благодаря которой рукописи в неприкосновенности приплыли в Японию. Окрас шерсти этой исторически достоверной кошки был желтоватым, и поэтому, а также в знак за­слуг животного, спасшего святые реликвии, она вошла в историю и в литера­туру Японии как «золотая кошка». Первоначально в этой стране кошек исполь­зовали именно для охраны библиотек. Практически во всех буддийских монастырях держали кошек для защиты книг и рукописей от грызунов.

В дальнейшем, в X-XI веках, кошки получают в Японии все большее рас­пространение В текстах «О-у-ку» и «Макура-но-соши» сообщается о том. что император Ихийо. правивший страной в 986-1011 гг.. получил в подарок из Китая парочку молодых кошек. Правитель приставил к ним собственную сви­ту, которая готовила им еду из нежных сортов рыбы, риса и молока и подавала ее на дорогой посуде. Спать животных укладывали на шелковых подушках. По свидетельству тех же источников, на 19-й день 9-го месяца 999 года у ко­шек появилось первое потомство - 5 котят, к которым тут же была приставле­на высокопоставленная дама-нянька.

Потомки первых императорских кошек из следующих пометов были подне­сены в качестве награды наиболее отличившимся придворным, а позднее про­давались за очень большие деньги. Так кошки стали символом высокого обще­ственного положения. К чести японцев, расселившиеся по всей стране кошки продолжали пользоваться прежним уважением и почетом, в том числе и при дворе. Жи­вотные по-прежнему стоили очень дорого, их постоянно держали на по­водках. Придворные кошки имели поводки, изготовленные из позолочен­ных нитей. Японцы полагали, что от кошки исходит такая сила, что мыши и крысы бо­ятся одного только вида своего врага.

Кошки сначала были редки и дороги  и их покупали только помещики. В средние века знаком особого расположения вельможи к министру считалось преподнести ему кошку, выращенную в императорском дворце. Разумеется, таких кошек держали не для ловли мышей и крыс. Они служили праздности, как, впрочем, и их знатные хозяева, и питались с серебряной и золотой посуды. Обладание кошками - одна из привилегий японской знати.

Поэтому люди победнее, достаток которых не позволял приобрести живую кошку, ставили дома ее изображение. Вот почему в Японии такое множество керамических и фарфоровых кошачьих статуэток. Совсем бедные пользовались соломенными муляжами и фигурками кошек для отпугивания крыс. Различные изображения кошек служили устрашающим символом, чуть ли не столетие, прежде чем на улицах и площадях не появились тележки торговцев, в которых помещался долгожданный когтистый товар. Оберегая животных от воровства, хозяева привязывали их за шею к грузу или колышкам, после того, как они выполнили свои ночные обязанности.

Каждый, увидевший на своей территории чужую кошку, объявлял ее своей собственностью. По всей вероятности, это обстоятельство препятствовало, во-первых, свободе передвижения кошек, и, во-вторых, жестокому с ними обращению.

 

Кошка, приглашающая счастье

Давным-давно, когда Японией правили могущественные сёгуны, к западу от Токио находился небольшой и очень бедный буддийский храм. Настоятелю с трудом удавалось сводить концы с концами на скудные пожертвования, но все шло к тому, что храм придется закрыть.

Как-то вечером, сидя в компании своих кошек, настоятель обратился к ним с вопросом: «Что же нам делать? Как нам спасти храм?» Но кошки ничего ему не ответили, а просто продолжили умываться и заниматься своими кошачьими делами. Ведь кошки отвечают на вопросы совсем не так, как мы.

Кошка и томаты Такахаши Шотеи, 1931
Кошка и томаты Такахаши Шотеи, 1931

И вот некоторое время спустя дождливой темной ночью мимо обветшавшего храма проезжал отряд самураев. Застигнутые непогодой, они искали место для ночлега. Могущественный даймё, возглавлявший отряд, вдруг увидел сидящую за воротами храма кошку — ему показалось, что она приглашала воинов войти. Даймё остановил свою лошадь и пригляделся.

А надо сказать, что японцы, чтобы привлечь чье-то внимание или позвать кого-то, не машут рукой в свою сторону, как это делаем мы. У японцев ладонь поднятой полусогнутой руки направлена вниз, и они делают пальцами волнообразное движение. Движения умывающейся кошки очень походят на такой жест.

кошка охотящаяся на мышь, Охара Косон
кошка охотящаяся на мышь, Охара Косон

Удивленные воины спешились и направились к храму. Оттуда вышел настоятель и пригласил их войти. Внезапно началась ужасная гроза, и самураи очень обрадовались тому, что так удачно нашли прибежище в храме. Настоятель приготовил для них чай, извиняясь за убогость своего жилища. Воинов потрясли его доброта, просветленность и образованность. И спустя некоторое время правитель провинции Оми Ии Наотаке из Хиконе — а это он возглавлял отряд самураев — прислал в дар храму щедрые пожертвования...

Эта история стала широко известна, и на ее основе было создано множество народных сказок и легенд. А кошка с поднятой лапкой, а то и с двумя сразу стала маленьким символом счастья, который сейчас можно встретить в Японии повсюду.



Коты с мячиком Такахаши Шотеи
Коты с мячиком Такахаши Шотеи

 В лапе манэки нэко иногда держат золотую монету кобан, использовавшуюся в эпоху Эдо, а на шее у них висит колокольчик.

А легендарный храм существует по сей день. К Западу от Токио находится железнодорожная станция Готоку, недалеко от которой и располагается храм Готокудзи. После щедрых пожертвований и поддержки влиятельного даймё храм стал процветать. Позже, когда та самая кошка отошла в свой кошачий иной мир, ее похоронили на монастырском кладбище и даже поставили надгробие. С тех давних пор это место стало широко известно как приносящее удачу. И сегодня многие приезжают сюда, чтобы оставить маленькую фигурку кошки в надежде, что манэки нэко поможет и им.


Источник http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/japan/fidelity-of-traditio/lucky-cat/


Контакт

Телефон:

+375 29 5522207

+375 29 7703366

alisa_dorozh@rambler.ru
г.Минск,Беларусь





Наши друзья